Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Три интервью по поводу премьер

29.08.2019 года

По традиции Краснодарское муниципальное творческое объединение «Премьера» открывает новый театрально-концертный сезон премьерами. В Муниципальном концертном зале (ул. Красная, 122) слушателей ждут новые циклы концертов: вечерний «Чайковский» с главным дирижером Кубанского симфонического оркестра заслуженным деятелем искусств Кубани Денисом Ивенским и дневной «Час органной музыки» с заслуженным артистом Кубани Михаилом Павалием, а также ХХVI Международный фестиваль органной музыки. В Молодежном театре (ул. Седина, 28) вот-вот пройдет премьера «Бега» М. Булгакова в постановке его главного режиссера Даниила Безносова и художника Дмитрия Разумова. С каждым из них поговорила «Кубань сегодня

Михаил Павалий: «В октябре в третий раз за год выступлю в Кёльне»

Для хранителя единственного в Краснодаре органа «Рудольф фон Беккерат» в МКЗ (ул. Красная, 122) заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия уходящее лето прошло в гастрольных поездках, и две - еще впереди. Как и XXVII фестиваль органной музыки, который завершится большим концертом органиста, «Премьер-оркестра» и хора Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова.

- Михаил Иванович, чем вам запомнилось уходящее лето?

- Двумя моими сольными концертами в Кельне в мае и июне. Первый прошел в Антонитеркирхе - лютеранской евангелической церкви, которая находится в самом сердце Кельна, даже центральнее Кельнского собора. Большой орган, шикарная акустика - не в обиду отечественным залам: в концертных пространствах инструмент все-таки звучит не так идеально, как в храмах. Единственное «но», но оно потребует опять-таки экскурса в историю органа. Есть три типа трактуры - принципа соединения труб с клавишами органов: самая старая механическая, более современная пневматическая и самая молодая электрическая. Так вот, у органов в пневматической трактурой звук немного опаздывает и, когда играешь концерт, нельзя расслабляться даже на доли секунды: чуть-чуть сыграл на эмоциях - и сразу можно «вылететь» из партитуры. Фактически ты не слышишь, что играешь, потому что нота звучит позднее.

В Антонитеркирхе установлен орган как раз с пневматической трактурой, и вот об этом нюансе я вспомнил буквально перед концертом, хотя меня предупреждали. Выручило, что я вырос как исполнитель на органе с пневматической трактурой. Так что особых трудностей ни с Ricercar del duodecimo tuono а 4 Габриэли, ни с фа-мажорным хоралом «Приди, святой дух Господь бог» и токаттой и фугой ми мажор Баха не возникло. Как и с Третьей сонатой Мендельсона, Postscriptum краснодарца Вадима Малюченко и «Вестминстерскими колоколами» Луи Вьерна - для последних этот орган шикарно подходит.

- А где проходил второй кельнский концерт?

- Он был уже в католической церкви святой Элизабет. Там уже пришлось иметь дело с механическим органом, более барочным, а не романтическим,  как в Антонитеркирхе. На этом концерте я играл немного другую программу: Габриэли и Мендельсона, Прелюдию и фугу ре мажор Букстехуде, баховские Хорал фа мажор и мажорную токатту, музыку Малюченко и хорал Листа.

Вообще надо сказать, что органные концерты в Европе, где мне довелось играть во многих странах, отличаются от российских: в течение часа просто звучит музыка - никаких объявлений и объяснений, вся информация в буклете или программке. И потом, важная деталь: не принято аплодировать между произведениями - только в конце концерта. Что нашим артистам и мне в частности это немножко непривычно: кажется играешь - и никаких эмоций в зале. Но такова норма, этикет. Хотя, надо сказать, на концерте в Антонитеркирхе после произведения нашего земляка Вадима Малюченко публика не выдержала и зааплодировала: видно, настолько понравилось.

- В ваших ближайших планах есть еще гастроли?

- В начале сентября играю сольный концерт и участвуют в гала-концерте VII международного фестиваля «Органные вечера в Пицунде», который проходит в храме IX века. А 10 октября в третий раз выступлю в Кельне - в аббатстве Браувайлер, где в церкви установлены сразу два органа. В Кельнском соборе, кстати, тоже два органа: я их послушал их оба, когда заходил туда на службу. Так вот, в Браувайлер два органа: один баховских времен - другой современный, и на каждом я буду играть музыку его эпохи.

- А уже 6 сентября вы открываете новый сезон на домашней сцене в МКЗ…

- Так сложилось, что фактически сезон у меня не заканчивается, поскольку я являюсь хранителей обоих органов, что есть в нашем регионе: органа в МКЗ и органа в концертном зале им. А. Дебольской Сочинского концертно-филармонического объединения. Если в Краснодаре нет концертов, они есть в Сочи, и наоборот. Что касается нового сезона в МКЗ, то он открыт еще во второй половине августа - концертом «Органная музыка летним вечером», в котором прозвучала известная музыка, красивая и не сложная.

Если говорить о программе «Музыка соборов Европы», то скорее всего, за малым исключение, она будет состоять из хоралов - церковных песнопений для богослужений, обработанных великими композиторами, тем же Бахом, в концертные пьесы. Будет звучать и русская церковная музыка, хотя она отличается от европейской: например, «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского в свое время был даже государственным гимном, и сделанную мною органную транскрипцию очень хорошо принимают слушатели.

- Уже 28 сентября в МКЗ откроется XVI Международный фестиваль органной музыки: обычно ваш концерт открывает его, а в этом году будет наоборот…

- Были годы, когда моя программа открывала фестиваль, были годы, когда закрывала. В этот раз завершит фестиваль наш концерт с «Премьер-оркестром» и хором Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова. В первом отделении исполним Мессу соль мажор для хора, органа и оркестра Шуберта, а во втором - «Сюиту в старинном стиле» Респиги. Возможно, я исполню еще что-то сольное.

- В нынешнем сезоне у вас появится новый цикл дневных концертов «Час органной музыки», первый из которых пройдет 2 ноября. Расскажите о нем, пожалуйста.

- Дело в том, что когда-то подобные концерты для юношества с рассказом ведущей либо об органе, либо об органной музыке, либо о композиторах проходили в МКЗ, но вне рамок абонементов. Что удивительно, они были востребованы не столько школьниками, сколько их родителями. Мы решили возобновить такие концерты и сделать так, чтобы каждый концерт был тематическим. Поэтому в цикле «Час органной музыки» будут программы, посвященные музыке и Германии, и Франции, и России, и Италии.

Кстати

Ближайший концерт Михаила Павалия «Музыка соборов Европы» пройдет в Мунципальном концертном зале (ул. Красная, 122) 6 сентября в 19.00. В его программе - сочинения И. С. Баха, С. Франка, Ф. Листа и др.

Дмитрий Разумов: «Бег» - про то, как почва уходит из-под ног

«Датская история», «Атанде», «Шиворот-навыворот», «Над пропастью во ржи», «Вестсайдская история» - преданные зрители Молодежного театра помнят актера Дмитрия Разумова. Им же совсем скоро предстоит знакомство с художником-постановщиком Дмитрием Разумовым, чьи спектакли идут на лучших отечественных сценах - от МХТ имени А. Чехова до «Сатирикона»: в премьерном «Беге» М. Булгакова он отвечает за сценографию и костюмы.

- Дмитрий, пьеса Булгакова диктует вам сценические решения или наоборот?

- Этот текст - странная вещь, привязанная к историческим событиям: Гражданская война, красные наступают, белые отступают, все бегут, один мир сменяется другим. «Бег» всегда нравился мне в структуре булгаковского наследия в том смысле, что в этой пьесе одно событие как будто переворачивается и становится другим, на наших глазах что-то меняется. «Бег» - про то, как почва уходит из-под ног и ты бежишь, бежишь и прибегаешь совершенно в другой мир; когда твоя старая комфортная жизнь от тебя убегает, а куда ты прибегаешь, непонятно.

- Как приглашенный художник вы находитесь в выигрышном положении, поскольку хорошо знаете театр: можете использовать пространство за спинами зрителей или придумать что-то иное…

- Пространство Молодежного театра специфическое. В нем нет четкого архитектурного разграничения: здесь место зрителей, здесь место игровое, для артистов. Поэтому не могу раскрывать всех карт - могу лишь сказать, что в спектакле будет движение. Поскольку подзаголовок «Бега» звучит как «восемь снов о России», мы с режиссером постараемся их решить именно с точки зрения сна, кошмара.

- Как вы оденете героев «Бега»: условно или исторично?

- Как бы то ни было, здесь мы привязаны ко времени, а это времена Гражданской войны. С одной стороны, мы не стремимся к какому-то историческому прочтению, но с другой - все равно есть красноармейцы, есть белые. Одновременно хочется достать скрытое в каждом персонаже. Мне нравится Хлудов - такой ницшеанский человек, глыба: он единственный, кто не впадает в мерзость бытовухи что ли, кто выше над мелочностью жизни. Поэтический персонаж и в то же время  трагическая фигура в силу, может быть, своего некоторого безумия, отпечатка войны, крови и жертв, которые на нем. Ему сложно, но он с этим грузом идет. Или Чарнота, у которого есть своя жесткая позиция: да, я играю по заданным правилам игры, я хочу посмотреть, чем все закончится. Он персонаж, у которого нет такой реакции: «Ай, что делать, надо спасать свою шкуру».

- Художником по свету на «Беге» тоже выступаете вы?

- Нет, Денис Солнцев - очень хороший питерский художник по свету, который сделал в Молодёжке с Даниилом Безносовым несколько лет назад «Грозу», а до этого - «Ночь любовных помешательств». Но световую сценографию, light-дизайн я преподаю в Московской архитектурной школе: курс мы с коллегами-товарищами разработали самостоятельно. Что такое свет в театре? Им можно создать картинку, пространство, форму - как ты ее просветишь, так она у тебя и заиграет. Светом можно все угробить, равно как и наоборот, хотя свет ты не можешь потрогать, пощупать, подержать в руках. С другой стороны, свет абсолютно субъективная вещь, потому что кто-то больше видит через синий спектр, кто-то - через тень, и у каждого свой зрительный аппарат.

- Вы еще в Краснодаре пробовали себя как модельер, потом занимались изобразительным искусством, стали член Московского Союза художников. Театр оставляет время на параллельные проекты?

- К сожалению, нет, а хотелось бы. Потому что живопись, графика - это интересная такая вещь: тот же самый театр в принципе, но там все-таки немножко другие правила игры. С другой стороны, мне кажется, как раз театр, где столько всего интересного, дает колоссальное поле для деятельности. Тем более как раз сейчас в России и в Краснодаре в частности расцвет театра, и ты просто не успеваешь за всем интересным следить.

К слову

Молодёжный театр (ул. Седина, 28) выпускает «Бег» в М. Булгакова в постановке главного режиссёра Даниила Безносова и художника-постановщика Дмитрия Разумова 13-14 сентября в 18.30 и 14-15 сентября в 18.00. А уже 17-18 октября в 18.30 и 19-20 октября в 18.00 Молодежка представит следующую премьеру: ею станут «Мертвые души» Н. Гоголя в постановке Даниила Безносова и главного художника театра Насти Васильевой.

Денис Ивенский: «Музыка Чайковского неисчерпаема» 

«Партитуры ХХ века», «Бетховен и…», «Русские классики» - в наступающем сезоне этот список авторских циклов главного дирижера Кубанского симфонического оркестра заслуженного деятеля искусств Кубани Дениса Ивенского на сцене Муниципального концертного зала (ул. Красная, 122) продолжит премьера: новый цикл вечерних концертов «Чайковский» к отмечаемому в 2020 году 180-летию со дня рождения великого композитора.

- Денис Валерьевич, Кубанский симфонический оркестр встретил 175-летие Петра Ильича Чайковского большим концертом, на этот раз - цикл программ. По какому принципу он выстроен?

- Действительно, тогда был концерт «Посвящение юбилею П.И. Чайковского» с трио имени А. Хачатуряна - скрипка, виолончель и фортепиано: мы играли Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариацию на тему рококо и Концерт для скрипки с оркестром. На этот раз в цикле «Чайковский» мы исполним шесть концертов для солирующих инструментов с оркестром и симфонии Петра Ильича: они будут звучать по опусам в порядке их сочинения.

Для меня рождение этого цикла продиктовано желанием увидеть в музыке Чайковского целую жизнь композитора и человека - как в четырехчастной Шестой симфонии: от рождения до смерти. Вообще, мне кажется, музыка Чайковского настолько глубока, тонка и неисчерпаема: она - целый мир, в котором ты заново и заново открываешь тончайшие нюансы, эмоции, краски.

- Чайковский - один из самых исполняемых в мире русских композиторов. Как вы думаете, почему?

- Наравне, быть может, еще с Мусоргским, Глинкой, Рахманиновым, Прокофьевым, Шостаковичем. Об этом нам рассказывали еще в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова на занятиях по истории музыки. Гений Петра Ильича заключается в том, что его красивая, мелодичная, образная и великая музыка понятна без перевода: она одинаково трогает слушателей в любом уголке Земли, где бы она не звучала.

- Будут ли в новом цикле первые для оркестра исполнения Чайковского?

- За 27 лет существования Кубанский симфонический оркестр сыграл все симфонии Чайковского, включая симфонию «Манфред», и не один раз. Зато в цикле «Чайковский» прозвучит Третий концерт для фортепиано с оркестром, который очень редко исполняется, и еще реже исполняемая Концертная фантазия для фортепиано с оркестром. Не понимаю, почему эта великая и очень красивая музыка так мало звучит: когда ты открываешь партитуру, сразу понимаешь, что перед тобой гениальное творение. Наверное, отчасти дело в том, что публике хочется слушать произведения, которые узнаваемы: допустим, Первый фортепианный концерт или Концерт для скрипки.

- Цикл «Чайковский» открывают и завершают концерты с молодыми московскими пианистами родом из Краснодара: Константином Емельяновым и Алексеем Редько, а во всех остальных программах партнерами оркестра будут титулованные отечественные музыканты…

- Что вышло случайно. Единственный солист, на котором я настаивал, -  виолончелист Рустам Комачков, потому что он блестяще исполняет Вариацию на тему рококо для виолончели с оркестром, которую вы услышите 11 октября. Но я рад, что 15 ноября в программе «Период 1875-1877 годов» Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор сыграет известный скрипач Александр Тростянский из Москвы, а в феврале в программе «Период 1877-1880 годов» публику вновь ждет встреча с петербургским пианистом Александром Яковлевым и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Я рад, что в мартовской программе «Чайковского» «Период 1884-1888 годов» Концертную фантазию для фортепиано с оркестром соль мажор исполнит ростовская пианистка Софья Бугаян - тонкий музыкант с прекрасной исполнительской школой.

Обратите внимание

Первый концерт нового цикла вечерних концертов Кубанского симфонического оркестра и его главного дирижёра Дениса Ивенского «Чайковский» пройдет в Муниципальном концертном зале (ул. Красная, 122) 13 сентября в 19.00. Его откроет программа «Период 1866-1875 годов»: в первом отделении прозвучит Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, солист - лауреат XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского Константин Емельянов (фортепиано, Москва), во втором - Симфония № 1 «Зимние грезы».

Источник - "Кубань сегодня"
Автор - Анастасия Куропатченко
29 августа 2019 год


^ Наверх