Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Почётный гражданин Театра

29.07.2019 года

Владимир Генин – старейший артист «Премьеры». Тем не менее, трудно найти человека, который был бы так молод душой. И готов поделиться молодостью со всем миром… Когда со сцены он поёт «Я люблю тебя, жизнь», веришь, что это действительно так…
Что и говорить, старая закваска, гены, особенная стать и порода. Плюс – судьба, зову которой артист остаётся верен все эти годы.
Человек с говорящей фамилией (Генин – сценическое имя, унаследованное от деда по матери, до революции главного лесничего Сурожского района Витебской области). Он и отчество «приобрёл» тоже «со смыслом» – Бониславович. Как из оперетты. Кто, скажите, из поклонников лёгкого жанра не знает знаменитого дуэта Стасси и Бони? Здесь, наверное, впервые проявил себя перст судьбы «в лице» неопытной паспортистки, пропустившей в отчестве будущей звезды оперетты букву «р».
Оперетта, «маленькая опера»… Красочный неунывающий мир, манящий и прекрасный. Для послевоенного поколения наших соотечественников он воплощал собой мечту, голубую и недосягаемую. Артисты оперетты были настоящими властителями дум. Нынешним театральным звёздам далеко до звёзд тех лет. Своих кумиров ловцы автографов после спектаклей едва ли не раздирали на сувениры.
Владимир Бониславович и был таким. 

Дитя войны, он не понаслышке знал, что такое «помощь фронту». Карьера будущего Мистера Икс началась в армии, где молоденького шофёра, чьи руки привыкли к баранке грузовика, направили в ансамбль песни и танца. Потом было всё как в киноленте «Приходите завтра»: Московская консерватория, большая любовь, которую Владимир Генин пронесёт через всю жизнь.
В Краснодар звёздная пара Тамары и Владимира Гениных приехала из Свердловской музкомедии в 1959-м – полностью «репертуарные», каждый со своим солидным послужным списком ролей. Артисты пришлись ко двору, роли и поклонники не заставили себя долго ждать. 

На кубанской сцене Владимир Бониславович был… героем. Не в смысле – совершил подвиг (хотя долгая и безупречная жизнь в театре сам по себе подвиг). Героем оперетты, есть такое амплуа в этом жанре. Эдвин, Раджами, Рауль, Барринкай, Омонай, Орловский, Сандор, Тасило… Он был эталоном фрачных героев. Но при этом его «эталон» всегда оставался «живым»… 

Любимым же образом артиста всегда оставался Мистер Икс из «Принцессы цирка» И. Кальмана. Он и сегодня поёт знаменитую арию тоски и боли, покоряя глубоким выразительным баритоном и силой затаённой страсти… Генин всегда чувствовал в загадочном благородном «акробате в максе» родственную душу. Партию Теодоры Вердье тогда исполняла неподражаемая Евгения Белоусова, за каждой ролью которой угадывалась судьба. Дуэт Владимира Генина и Евгении Белоусовой на многие годы в краснодарской музкомедии оставался ведущим.

Сегодня такое трудно представить, но на Кубани почти сразу же, без долгих лет ожиданий, Владимир Генин получил звание «Заслуженный артист РСФСР». Случилось это после памятных гастролей театра в Москве в 1960-м. Столицу решили удивить музыкальной комедией «Кубанские ласточки» С. Ольгина (музыка Я. Верховского, Г. Плотниченко и Д. Фалилеева). В нехитрой истории Генин играл почти самого себя: трогательного паренька, который уехал в столицу учиться «на артиста», но по зову сердца вернулся. Как ласточки по весне возвращаются домой, под родную крышу… Женскую линию в спектакле уверенно вело блестящее трио: Нелли Роман, Клара Крахмалёва и Евгения Белоусова. 

С высоты сегодняшнего театра ясно, что «Ласточки…» были спектаклем на один день. Но каким был этот день! Режиссёр Матвей Ошеровский, работавший в те годы в краснодарской музкомедии, придумал беспроигрышный ход. На спектакль в Москву специальным рейсом доставили… цветущую сирень. В столице весной ещё и не пахло, но когда открылся занавес, в зал хлынули потрясающие, невероятные ароматы!.. А так как в зале сидели первые лица государства (по преданиям – жена Хрущева, маршал Буденный, бывший первый секретарь Краснодарского крайкома партии Дмитрий Полянский), то неудивительно, что домой наши «ласточки» прилетели со званиями…

Театр того времени вспоминает артист с любовью. Директора Андроника Александровича Исагуляна, человека большой души, сумевшего после войны собрать труппу; главного дирижёра Михаила Киракосова, художника Александра Чечина, умевшего из ничего, из крашеной марли, создавать удивительный мир. Артисты – отдельная тема, одно перечисление имён займёт десятки строк. Владимиру Генину довелось работать и с такими мастерами режиссуры, как Юлий Хмельницкий, Тамара Гогава, Ян Сонин, Владимир Канделаки. Последний поставил в Краснодаре «Скандал в Авлабаре» (легендарную «Хануму» А. Цагарели на музыку Г. Канчелли). Эту полную искромётного народного юмора комедию Владимир Бониславович вспоминает с особенной теплотой. В ней он играл забавного нелепого князька, его супруга Тамара Марковна, к тому времени яркая характерная актриса, «ту самую» Хануму. Что творилось в зале, когда они выходили на сцену, не передать!
В конце 70-х, перейдя на возрастные роли, Владимир Бониславович не потерял своего обаяния. Его породистые красавцы-мужчины, фрачные герои обрели новое качество. А в начале 80-х артист сыграл роль, до которой, как говорят в театре, надо дожить. 

Пётр I в оперетте В. Щербачёва «Табачный капитан». Стать императорская – налицо! В этом историческом персонаже в исполнении краснодарской звезды была и острая характерность, веселость, какая-то лихость. Им хотелось восхищаться и его хотелось любить, как строителя Новой России… На гастролях в Ленинграде в 1983 году появление Генина в облике Петра I произвело фурор. Об этом событии ходят легенды. Говорят, Александр Митта сожалел, что не увидел раньше артиста в этой роли, иначе взял бы его, а не Алексея Петренко, в фильм «Как царь Пётр арапа женил».
На открытии фонтанов в Петродворце Петром I в тот год был именно наш Владимир Генин, и это был его триумф... Последний на многие годы вперёд.

Обрушившиеся девяностые (крах экономики, переворот, переоценка ценностей) не смогли выбить почву из-под ног нашего героя. В его послужном списке появляется новое «амплуа» - вахтёр. Он поступил на службу в Монтажный техникум, куда его старые поклонники приходили за автографом. Позже Владимир Бониславович узнал, что в офисе «Премьеры» освобождается место сторожа. Пришёл к Леонарду Гатову устраиваться на работу. Леонард Григорьевич, который как никто другой умел чувствовать артистов, был в шоке. А через несколько дней Генина пригласили в «Премьеру», где объявили о создании новой, единственной в своём роде творческой единицы – Театра ветеранов сцены.
Фрагменты оперетт, эстрадные песни, монологи, басни, скетчи… Программы Театра ветеранов сцены готовились по принципу концертной бригады. Где только ни бывали артисты! Вагонное депо, бригада тральщиков, военный госпиталь и морской крейсер, геронтологический центр, дома ветеранов, и даже женская колония... А так же клубы, библиотеки, санатории, парки культуры и отдыха... 
Небольшая дружная труппа театра всегда желанный гость на любом празднике. Потому что артисты, несущие со сцены жизнелюбие, энергию и радость, сами праздник и есть. 

Дорогой Владимир Бониславович, весь коллектив КМТО "Премьера" сердечно поздравляет Вас с юбилеем! Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, процветания и, конечно, реализации новых творческих проектов!


^ Наверх