Top.Mail.Ru
Новости нового театра кукол
«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости

«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости

10.07.2019
14 июля в 11:00 и 13:30 Новый театр кукол КМТО «Премьера» (ул. Ставропольская, 130) выпускает заключительную премьеру сезона – спектакль «Дюймовочка» по мотивам одноимённой сказки Г. Х. Андерсена. В перерыве между репетициями «Городская афиша» задала несколько вопросов петербургским постановщикам этой сказки – автору инсценировки и режиссёру Светлане Озерской и художнику Андрею Запорожскому.
– Светлана, Андрей, всегда было любопытно, как режиссёр и художник распределяют роли задолго до приезда на постановку.

Светлана Озерская: Мне присылали отрывки постановок Нового театра кукол на видео, и сегодня у нас есть приблизительное распределение. Сейчас мы будем двигаться по спектаклю и уточнять его. Моя инсценировка «Дюймовочки» – это только база, костяк, и дальше очень многое зависит от актёров – с их помощью она будет обрастать подробностями и нюансами, наполняться красками.
Весь спектакль состоит из набора сцен, которые даже визуально решаются по-разному, и в каждой солирует кто-то из артистов. Поскольку мы имеем возможность показать всех занятых в «Дюймовочке» ребят с их ярких сторон, то надеемся на актёрские «приносы» и придумки.

Андрей Запорожский: Наш спектакль не из тех, когда режиссёр дал текст актёрам, они его заучили, вышли и прочитали. Есть разработанная структура, в том числе материального мира спектакля, и есть артисты, от которых, естественно, во многом зависит её воплощение. Они включаются в создание, вносят свои предложения и, если режиссёру эти идеи нравятся и совпадают с его видением, то они становятся частью постановки.
По сути, актёры вместе с нами придумывают «Дюймовочку». Появился дополнительный реквизит – и образы некоторых героев уже меняются, хотя приём остаётся таким же, каким и был задуман нами с режиссёром.

Светлана Озерская больше пятнадцати лет преподавала в Санкт-Петербургской государственной театральной академии. Она участник и лауреат многочисленных театральных фестивалей; сооснователь и постановщик театра пластики рук Hand Made* (*Хэнд мейд); один из режиссёров и идейный вдохновитель проекта «Круглый год», спектакли и выставки которого проходят в рамках проекта «Музей + Театр» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, объединяя историю, литературу и театральное искусство.

– То есть и труппой Нового театра кукол, и его мастерскими вы довольны?

Светлана Озерская: Могу сказать, что у артистов хорошая физическая форма, актёрские тела очень размятые. Мы вчера как раз много занимались хореографией и пластикой с хореографом Светланой Вакуленко, которая вместе с нами приехала из Санкт-Петербурга. Ведь в нашем спектакле пластика занимает важное место: «Дюймовочка» – не танцевальная постановка, в ней нет простроенных танцевальных номеров, но весь спектакль создаётся на пластических рисунках, на пластическом существовании. С чем все актёры Нового театра кукол прекрасно справляются.

Андрей Запорожский: Здесь замечательные бутафоры, завпост и мастерские – мало вопросов звучит, все прекрасно работают, нас встретили во всеоружии.

– Знаю, что у премьерного спектакля будет необычная музыкальная партитура…

Светлана Озерская: В «Дюймовочке» мы берём музыку из подбора, которую сложно определить как детскую. Она – для всех, и для взрослых тоже. Мы с Андреем в принципе стоим на позиции семейного театра и любим, когда родители тоже получают свои эмоции на спектаклях, зачастую отличные от тех, что получают их дети. Поэтому и такая музыкальная партитура. В спектакле будут где-то забавные, где-то неожиданные музыкальные ходы… Ну вот так нам услышалась «Дюймовочка».

Андрей Запорожский: Музыка будет, может быть, неожиданной для краснодарского зрителя: немного странной, не популярной, но абсолютно мирового уровня – не из категории тех немного примитивных мелодий, что обычно пишут для театра кукол. А ещё в спектакле будет авторская анимация петербургского художника Юрия Мокиенко.

Андрей Запорожский – художник спектаклей Вологодского государственного драматического театра, Уфимского русского драматического театра, Брестского театра кукол, Ростовского молодёжного драмтеатра, санкт-петербургских Театра марионеток им. Е. С. Деммени, Малого драматического театра – театра Европы, Театра «Потудань» и др. В 2000–2003 гг. – главный художник Санкт-Петербургского Большого театра кукол. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит».

– Как бы вы отрекомендовали «Дюймовочку» будущим зрителям?

Светлана Озерская: Мы относимся к этому спектаклю с большой нежностью. У Андерсена «Дюймовочка» – история про маленькую нежную девочку. Он всё время повторяет эти эпитеты – «маленькая» и «нежная». Для нас это очень тонкая, трогательная работа, хотя в ней будет и юмор – смешные сцены и смешные персонажи. Но исходная точка для меня – трогательность, нежность маленького беззащитного существа, которое попадёт в жизнь со всеми её приключениями, не всегда весёлыми, а иногда опасным и страшными.

Андрей Запорожский: Я бы отрекомендовал «Дюймовочку» как спектакль, в котором дети найдут, над чем посмеяться, а взрослые – и посмеются, и где-то пустят слезу.

Беседовала Анастасия Куропатченко


«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости
«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости
«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости
«Дюймовочка» – сказка о нежности и хрупкости
BusinessFM
DFM
Звезда