Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

Испытание красотой

2 Февраля 2018 года

Каждый концерт «Русских классиков» (автор идеи Денис Ивенский) по-своему замечателен. В каждом есть своя логика, конструктивная идея, художественный стержень. Последний, состоявшийся в ушедшем уже январе, был особенно хорош. Для слушателей (а их в Муниципальный концертный зал пришло немало) он стал настоящим испытанием. Испытанием… красотой.

Каждый концерт «Русских классиков» (автор идеи Денис Ивенский) по-своему замечателен. В каждом есть своя логика, конструктивная идея, художественный стержень. Последний, состоявшийся в ушедшем уже январе, был особенно хорош. Для слушателей (а их в Муниципальный концертный зал пришло немало) он стал настоящим испытанием. Испытанием… красотой.

Только кажется, что красивую музыку слушать легко. Когда прекрасное чередуется с прекраснейшим, это утомляет. Для Александра Глазунова искусство, а в особенности музыка, представляло собой абсолютную ценность и неисчерпаемый источник красоты. И надо быть достаточно «прокаченным» слушателем, чтобы уметь её воспринимать.

К счастью, не самую простую музыку Глазунова (кто бы что ни говорил, но это так) нам преподнесли в превосходном исполнении. Концерт для скрипки прозвучал на одном дыхании. И первая часть, богатая внутренними монологами, и насыщенная блестящей праздничностью вторая. Все линии «густой» партитуры, сотканной из контрапунктов (уф, даже писать страшно!) и тематических преобразований, выписаны просто каллиграфически! Кубанский симфонический оркестр под управлением Дениса Ивенского был безупречен! К выступлению с солисткой лауреатом международных конкурсов Юлией Игониной коллектив подготовился достойно.    

Встреча с Юлией Игониной не обманула ожиданий. Одна из ярких представителей музыкантов нового поколения, Юлия Игонина, ученица народного артиста СССР Эдуарда Грача, наследует все лучшие традиции отечественной скрипичной исполнительской школы. В Краснодаре она выступает уже третий раз. И это здорово – иметь возможность принимать у себя музыкантов такого уровня!

Её исполнение (от первой, взволнованно патетической темы до победного финала) отличалось особенной волей, артистизмом и целеустремлённостью. И, конечно, звуком. Какой потрясающий тембр у её скрипки! Богатый, открытый, мягкий, благородный, как коллекционное вино! (Инструмент работы Винченцо Панормо предоставлен Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов России.)

Хорошим бонусом к заявленной программе прозвучало Большое адажио из балета «Раймонда». Совершенство и пластическая выпуклость линий, благородная красота… Как жаль, что «Раймонда» редкий гость на краснодарской сцене!

Второе отделение захлестнуло слушателей морской стихией. В жизни Николая Андреевича Римского-Корсакова (великого композитора и морского офицера) было две страсти: музыка и море. Морские волны разбиваются о борт корабля Синдбада-морехода в симфонической сюите «Шехеразада», написанной композитором по мотивам памятника средневековой арабской и персидской литературы «Тысяча и одна ночь» всего за 22 дня.

Кажется, что Римский-Корсаков просто перенёс услышанные им внутренним слухом музыкальные образы на листы партитуры. Впечатляющая по своим размерам симфоническая фреска родилась из-под пера композитора непосредственно, вдруг. И на зрителей она воздействует так же непосредственно! Я не ошиблась: именно на зрителей. Если бы «Оскара» присуждали в ХIХ веке, «Шехеразада» непременно бы снискала заветную статуэтку. Всё действие сюиты – один сплошной action.

Как хорошо, что Римский-Корсаков отказался от программы сюиты (хотя названия частей в концертах всё-таки используют). Воображение, оттолкнувшись от первоначального соло скрипки, пускается в удивительное странствие по страницам «Тысяча и одной ночи»: рисует фантастический корабль Синдбада-морехода, схватку джиннов, караваны верблюдов и обольстительные гаремы, зачарованные замки и волшебные, полные сокровищ пещеры…

В роли рассказчицы Шехеразады выступил заслуженный артист Кубани Владимир Шкабурин, первая скрипка Кубанского симфонического. Его тонкие, прочувствованные (безусловно виртуозные, блистательно исполненные) соло красной нитью прошивали всю музыкальную ткань произведения. «Шехеразада» словно создана как пособие по изучению оркестрового стиля – столько в ней солирующих инструментов. Анжелика Симоньянц (виолончель), Арина Логинова (арфа), Татьяна Прахова (флейта), Александр Гуц (гобой), Евгений Хлевный (английский рожок), Сергей Мартынец (кларнет), Сергей Сергиенко (фагот), Максим Кувычко (валторна), заслуженный артист Кубани Виталий Бодяновский (труба), Виктор Гончаров (тромбон) заслуженно разделили успех концерта.

Ведущая Екатерина Славянская (в новом жемчужных оттенков брючном костюме), так проникновенно, с непередаваемой авторской интонацией рассказавшая о творчестве А.К. Глазунова и Н.А. Римского-Корсакова, пообещала залу сквозь плеск волн показать звёзды.

Январь 2018-го запомнится нам «Русскими классиками».

И звёздами, которые нам удалось услышать.

Нелли Тен-Ковина




^ Наверх