Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня

Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня

12.10.2017
Он молод, креативен, талантлив. Говорит на словенском, итальянском, датском, английском и немножко на русском. Играет на аккордеоне, баяне, фортепиано и, конечно, на органе. Инженер-электромеханик по первому образованию, он читает лекции по музыкальной педагогике, исполнительскому мастерству, дает мастер-классы

На ХХIV Международном фестивале органной музыки в Краснодаре Деан Дельджусто представил на суд слушателей программу «Органные импровизации и эксперименты». Критики называют эксперименты органиста из Дании новаторскими и бескомпромиссными. Деан импровизировал на темы церковных гимнов (в городе Слагельсе он занимает должность церковного органиста).

Столкновение фактур и тембров… Музыка то бесплотно парила в эмпиреях, то вдруг басовито открывала портал в иные миры.

Под пальцами Дельджусто проверенные веками темы расцвечивались изнутри, обрастая красочными кластерами, как солнце пятнами.

— В детстве вы любили экспериментировать?

— Конечно, как и каждый ребенок, я был очень любопытен. Эксперименты в детстве — это способ познать мир; это путь развития, желание выйти за рамки привычного, преодолеть барьеры… Мои опыты были вне музыки — скорее они касались человеческого общения. Часто их объектом была сестренка (смеется). Во взрослом возрасте, когда я приехал в Данию и поступил в Королевскую академию музыки в Копенгагене, я встретился с удивительными музыкантами, мы много экспериментировали в музыке, импровизировали в самых разных стилях, от классики до фолк и рока. И тогда я встретился с собой — ребенком.

— На мастер-классе вы общались с краснодарскими детьми. Система музыкального образования в Дании отличается от российской?

— Разница в том, что датские дети приходят учиться музыке, следуя своим музыкальным предпочтениям. Ребенок по природе своей исследователь. Мы играем вместе, пытаемся нащупать направление, в котором он будет дальше развиваться. В России больше доверяют учителю, учебным планам и программе. Мне кажется, надо давать ученику больше свободы… Я получил огромное удовольствие от общения с краснодарскими музыкантами. Они очень талантливые, яркие, с открытым мышлением! И очень серьезно относятся к инструменту.

— Принято считать, что орган непригоден для радикальных экспериментов. Что это несколько «чопорный», старомодный инструмент, не терпящий новаторства. Когда, например, на органе играют рок или популярную музыку, эстеты брезгливо поджимают губы…

— Музыка — это жизнь, она течет вперед. Сыновья Баха не исполняли музыку своего отца, так как считали, что она устарела… Опора на традиции отчасти убивает у музыкантов желание импровизировать, искать новые пути. Мне кажется, дело не в том, что можно или чего нельзя себе позволить на органе, а в убедительности художественного результата. Играть рок на органе — это здорово! Хороший путь, чтобы привлечь молодежь в концертный зал.

— Вся органная история — это история импровизаций и великих импровизаторов. Слышите ли вы за собой шаги гигантов?

— Импровизации Баха на органе — как импровизации Листа на фортепиано, Паганини на скрипке — просто сraziness! Большая честь — импровизировать на инструменте, для которого писал Иоганн Себастьян Бах. Когда ты играешь его музыку, чувствуешь, что он врастал в орган, ощущаешь интимные тайны его творчества… Для органистов это серьезная мотивация. Я преклоняюсь перед Джироламо Фрескобальди, перед органистом из Амстердама Яном Питерсзоном Свелинком, чьи произведения записаны с его импровизаций.

— Вы церковный органист. А в Дании концерты в церкви бывают?

— В церкви во внеслужебное время звучит много музыки! Самой разной! И поп, и Леди Гага, и heavy metal.

— Можно ли работать органистом в церкви и не верить в Бога либо придерживаться иной религиозной традиции, не предусматривающей использования органа в богослужениях?

— Органисты не являются церковнослужителями. Мы — «радио», которое воспроизводит в церкви музыку. Но когда на протяжении многих лет играешь мессу, начинаешь понимать, что музыка имеет такое же воздействие на прихожан, как и религия. Она нам словно показывает, что есть нечто большее, чем мы сами, — то, к чему надо стремиться.

— Вам не приходило в голову, что органы — это сверхсущества, обладающие высшим разумом? Со своей иерархией, своей тайной жизню; что в свободное от органистов время они общаются между собой?

— Я воспринимаю орган не как живой организм, но как огромную сверхмощную машину, над которой я стремлюсь доминировать, предвосхищая любое развитие событий. Но, с другой стороны, орган — это продолжение меня, средство моего самовыражения.

Вся история органа, от его сотворения до сегодняшнего времени, дает нам уникальную космическую связь прошлого с будущим. В течение многих лет ученые пытаются определить, что стоит между «завтра» и «вчера». Я не ученый, я органист. Когда я играю музыку великих мастеров, современную музыку, я ощущаю, как время проходит через меня. Я чувствую себя частью традиции, и это наполняет меня гордостью.

Напоминаем, что в Муниципальном концертном зале продолжается ХХIV Международный фестиваль органной музыки.

Для вас выступят:

13 октября — Кристиан Бишоф (Германия, Мюнхен), в программе музыка И.С. Баха, Ф.Мендельсона, М.Регера и неизвестного испанского автора ХVII века;

20 октября — Михаил Павалий (Россия, Краснодар) исполнит произведения Д.Букстехуде и И.С. Баха;

27 октября — Маттиас Хаарман (Германия, Кельн), прозвучат произведения И.С. Баха, А.Риттера, М.Босси, Ч.Видора, Л.Вьерна, З.Гардони, Э.Вэймса, А.Пьяцоллы, М.Хаармана.


Нелли Тен-Ковина
Фото - Елены Самородней

Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
Когда играю Баха, чувствую, как время течет сквозь меня
BusinessFM
DFM
Звезда