Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
Что спросить у Баха?

Что спросить у Баха?

02.10.2017
В минувшую пятницу в Муниципальном концертном зале открылся ХХIV Международный фестиваль органной музыки. Право открыть его предоставили заслуженному артисту России Даниэлю Зарецкому, педагогу, общественному деятелю, одному из самых востребованных органистов в мире

Когда-то маленький Даниэль услышал орган в Домском соборе и очень захотел управлять громкой «машинкой». Спустя десятилетия он не раз играл на этом превосходном инструменте, на нём играли его студенты…

Даниэль Зарецкий знает об органе всё. Он главный консультант многих проектов по строительству и реставрации органов в России и за рубежом. Ярчайший представитель старейшей в России Санкт-Петербургской школы органного исполнительства, концертирующий музыкант, он возглавляет кафедру игры на органе и клавесине Санкт-Петербургской государственной консерватории.

Для справки. В 1862 году в первой в России консерватории открыли органный класс, одним из учеников которого был Пётр Ильич Чайковский. И сегодня Северная Пальмира – рекордсмен по количеству инструментов в стране. Только в концертных залах органов четыре. Уникальный французский инструмент звучит в Мариинском театре. А самый интересный церковный орган «живёт» в финской церкви святой Марии. Это единственная в России копия барочного инструмента 18 века.

Концерты Даниэля Зарецкого ждёшь с особенным нетерпением. Даниэль Феликсович большой друг КМТО «Премьера». С краснодарским «Беккератом» он знаком с первого года его «прописки» в Краснодаре. Музыкант был в числе первых органистов, опробовавших наш замечательный инструмент. Памятна его программа «Органная музыка для 4-х рук и 4-х ног», в которой Даниэль Зарецкий играл вместе с коллегой Алексеем Пановым. После этого были ещё выступления, каждое из которых впечатляло удивительным чувством стиля и совершенством архитектоники.

И.С. Бах, Прелюдия и фуга до мажор, Прелюдия и фуга си минор, четыре хоральные фантазии из «органной мессы». Сочинения современников Баха: Д. Букстехуде, Н. Брунса, и особенно Хоральная партита Г. Бёма «О, как ничтожна и мала наша жизнь»… Нынешний концерт «Бах и его время» подал «идею Баха» крупно и выпукло, подняв её до уровня философского обобщения.

Того уровня, которого она заслуживает.

Перед концертом Даниэль Зарецкий специально для сайта КМТО «Премьера» ответил на несколько вопросов.

– Однажды на концерте в Краснодаре вы сыграли Токкату и фугу Баха ре минор так, что знаменитый повелительный императив Токкаты прозвучал не как утверждение, а как вопрос. Вы всегда обращаетесь к Иоганну Себастьяну с вопросами?

– Увы, при всём развитии техники это невозможно. Как хотелось бы включить Скайп, набрать пароль и услышать заветное… Иоганн Себастьян – один из самых загадочных композиторов. Кажется, всё давно изучено, разложено по полочкам, сложилась определённая традиция исполнения. Но вдруг учёные находят документ, который разворачивает наши представления о музыке Баха на 180 градусов.

– Вам не обидно бывает, когда из всей галактики музыки Баха слушатели знают только «ля, соль, ля – соль, фа, ми, ре, до-диез – ре»?

– Обидно. Поэтому я придумал эту программу – «Бах и его время». В ней звучит не только музыка Баха, но музыка эпохи: современников композитора, его учеников, учителей. Это помогает лучше понять музыку самого Иоганна Себастьяна. Кстати, я очень редко играю Токкату и фугу. Именно по причине её популярности.

– Какие органы мира нравятся вам больше всего?

– Любимых органов у меня несколько, и все они разные. Один из них, безусловно, тот самый, в Домском Соборе. Еще один - в знаменитом соборе Кёльна, и есть два инструмента в Северной Германии, это органы 17-18 веков в Любеке и Гамбурге.

– У каждого органа своя душа, двух одинаковых инструментов не существует. На гастролях каждое выступление как первое?

– На гастролях приходится приноравливаться к инструменту, так как каждый строится под конкретное помещение, это серьезная работа. Одно и то же произведение на разных органах звучит, как новое. Ваш «Рудольф фон Беккерат» идеально приспособлен для музыки эпохи барокко.

– Есть ли мода в органной музыке, органостроении?

– Пожалуй, есть. Сегодня моду диктует Франция. Всё более востребованы французские органостроительные фирмы, много музыки пишется для органа, складывается «французский стиль» исполнения.

– И последний вопрос. Как правильно говорить: полифОния, как учат в консерватории, или как написано в словаре – полифонИя?

– Конечно полифОния! Ударение на «и» появилось одновременно с сотовыми телефонами. Негативную роль сыграли менеджеры по продаже, ошибочно называя многоголосие полифонИей. Но правильно говорить полифОния. Только так.

P.S.

Вопрос «Что спросить у Баха?» вряд ли относится к разряду риторических.

Хотите спросить? Спрашивайте.

Ответ вас удивит.


Итак, ХХIV Международный фестиваль органной музыки начался.

В фестивале для вас выступят:

6 октября – Деан Дельджусто (Дания) с программой «Органные импровизации и эксперименты»;

13 октября – Кристиан Бишоф (Германия, Мюнхен), в программе музыка И.С. Баха, Ф. Мендельсона, М. Регера и неизвестного испанского автора ХVII века;

20 октября – Михаил Павалий (Россия, Краснодар) исполнит произведения Д. Букстехуде и И.С. Баха;

27 октября – Маттиас Хаарман (Германия, Кёльн), прозвучат произведения И.С. Баха, А. Риттера, М. Босси, Ч. Видора, Л. Вьерна, З. Гардони, Э. Вэймса, А. Пьяцоллы, М. Хаармана.


Фото Елена Самородняя

Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
Что спросить у Баха?
BusinessFM
DFM
Звезда