Top.Mail.Ru
Новости МКЗ
От Чайковского до Понькина

От Чайковского до Понькина

18.02.2020
Последние пять лет у маэстро выдались особенно плодотворными. Он является автором и дирижером циклов концертов «Приглашает симфонический оркестр», «Бетховен и…», «Партитуры ХХ века», «Русские классики», «Чайковский», а также абонементных историй для детской аудитории - «Для самых маленьких» и «Сказки с оркестром». А это все ежедневная, кропотливая и во многом рутинная работа...

Главного дирижера Кубанского симфонического оркестра КМТО «Премьера», заслуженного деятеля искусств Кубани Дениса Ивенского в Краснодаре представлять не надо. Ученик Владимира Понькина начал работать на нашей сцене одиннадцать лет назад, а в 2016 году уже возглавил этот замечательный коллектив. Сегодня во многом благодаря ему Муниципальный концертный зал стал тем местом, где постоянно звучит прекрасная музыка, где можно услышать умно составленные и интересно сыгранные программы русских и зарубежных композиторов - классиков и современников, где в качестве солистов выступают первоклассные музыканты - и региональные, и приглашенные.

Последние пять лет у маэстро выдались особенно плодотворными. Он является автором и дирижером циклов концертов «Приглашает симфонический оркестр», «Бетховен и…», «Партитуры ХХ века», «Русские классики», «Чайковский», а также абонементных историй для детской аудитории - «Для самых маленьких» и «Сказки с оркестром». А это все ежедневная, кропотливая и во многом рутинная работа, так как любой оркестр - это очень непростой, тонкий, чуткий организм, состоящий из людей совершенно разных, неординарных, и к каждому, естественно, нужен свой, особый подход. 


На высшем уровне

- Денис Валерьевич, минувший год для вас наверняка был интересным в творческом плане: взять хотя бы тот факт, что в октябре 2019-го оркестр представлял культуру Кубани и России как участник саммита Россия - Африка в Сочи.

- Конечно, такие мероприятия незабываемы, поскольку почетны и очень ответственны. Хотя для Кубанского симфонического оркестра этот опыт не внове: в 2016 году мы участвовали в программе другого саммита, Россия - АСЕАН, тоже в Сочи. Где, как мне кажется, хорошо выступили, поскольку генеральный директор и художественный руководитель Государственного Кремлевского дворца народный артист России Петр Михайлович Шаболтай, отвечающий за подготовку культурной программы саммита, прошлым летом вновь приехал прослушать наш коллектив. 

После этого Кубанский симфонический оркестр получил приглашение стать частью культурной программы саммита Россия - Африка, который проходил в октябре в главном медиацентре Олимпийского парка в Имеретинской низменности Сочи. Это было первое в истории российско-африканских отношений мероприятие такого уровня, которое собрало около семи тысяч участников - от лидеров государств во главе с президентом России Владимиром Путиным до представителей бизнеса. Мы играли с такими прославленными коллективами и артистами, как академический ансамбль народного танца имени И. Моисеева, солисты Мариинского театра Антонина Весенина (колоратурное сопрано) и Аскар Абдразаков (баритон), Кубанский казачий хор и другие.

- В июне оркестр в рамках Фестиваля регионов России также успешно выступил в Сочи - в Парке науки и искусств «Сириус»… 

- Опять же, концерт в «Сириусе» - это честь, там прекрасные концертный зал, публика и команда. Для этого фестиваля мы подготовили специальную программу, состоящую из популярной классической музыки. В нашем исполнении прозвучали сочинения Штрауса-сына и Петра Ильича Чайковского, фрагменты из балетов, а учитывая, что перед нами выступали такие мастодонты, как «Солисты Москвы» Юрия Башмета, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского Владимира Федосеева, можете представить уровень мероприятия. Приятно, что оркестр приветствовал художественный руководитель Фонда «Талант и успех» и патрон «Сириуса» Ханс-Йохим Фрай, назвав нас гордостью музыкальной культуры Кубани, выразив пожелание регулярно видеть коллектив в «Сириусе». 

Антология прекрасного

- То, что каждый ваш выезд за пределы родного края всегда сопровождается успехом, не ново, но и на домашней сцене Муниципального концертного зала вы нередко устраиваете праздники своим поклонникам. Я говорю о цикле «Чайковский», автором которого вы являетесь: программа гениальной музыки Петра Ильича, длящаяся целый год. Как проходит цикл? Вы сами довольны им?

- Учитывая, что Чайковский - мой любимейший композитор, конечно же, стараюсь все сделать как можно лучше. Цикл «Чайковский» - своеобразная антология из шести концертов, в которых мы играем его музыку по опусам. Этот музыкальный парад открывал лауреат XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского Константин Емельянов - пианист, которого ждет большое будущее и который уже сегодня буквально нарасхват. Исполненный им Первый концерт Чайковского стал настоящим подарком для краснодарской публики. В октябре мы услышали виолончель Рустама Комачкова и его виртуознейшее исполнение Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. В ноябре не менее интересный музыкант скрипач Александр Тростянский сыграл Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. 

И вот буквально на будущей неделе, 21 февраля, к нам вновь приедет пианист Александр Яковлев, который уже хорошо знаком краснодарской публике, чтобы исполнить Концерт для фортепиано с оркестром № 2. А 13 марта у нас сыграет пианистка из Ростова-на-Дону, откуда родом, кстати, и Александр Яковлев, - Софья Бугаян. Ее программа состоит из редких произведений, таких как Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор. И завершит цикл наш земляк, совсем молодой пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Редько. В его исполнении 17 апреля прозвучит редко исполняемый концерт № 3.


- Вы сконструировали программу в хронологической последовательности, то есть изначально идут концерты для солирующих инструментов с оркестром, а вторая часть отдана симфониям, которыми вы дирижируете, так сказать, в порядке их сочинения композитором. Я полагаю, «писалась» биография композитора, чтобы показать всю его жизнь?

- Да, я намеренно выстроил своего «Чайковского» так, чтобы слушатели смогли проследить не просто великую жизнь, а его внутренний мир, который был очень сложным и противоречивым, но всегда гениальным и всегда идущим по нарастающей.

Не так давно за пульт Кубанского симфонического оркестра вставал его художественный руководитель Владимир Понькин, и его концерт, конечно же, был еще одним подарком всем нам. Какая легкость и непосредственность от него исходит! Владимир Александрович - из тех, у кого стоит учиться и учиться. Я знаю, что маэстро вновь обосновался в России и наверняка теперь чаще будет нас баловать своим присутствием…

Безусловно, любая встреча с моим наставником - это каждый раз урок абсолютного профессионального мастерства. К счастью, сейчас мы чаще будем видеть Владимира Александровича: до конца нынешнего концертного сезона он выступит с Кубанским симфоническим оркестром еще дважды, в апреле и мае.

 Источник ЮГ TIMES

BusinessFM
DFM
Звезда