Администрация муниципального образования город Краснодар Управление культуры

Новости/...

"А Русь все так же будет жить..."

02.04.2018 года

Как известно, Краснодарский Молодежный театр обладает залом-трансформером — как режиссер задумает, так и расставят зрительские кресла. В «Грозе» зрители располагаются в несколько рядов по периметру зала — как в цирке. Только арена прямоугольная и — держитесь! — наполнена водой. Между прочим, 10 тонн воды.

Режиссер—постановщик Даниил Безносов не новичок в этом театре, прославился удачными постановками Шекспира — «Зимняя сказка» (2015 год) и «Ночь любовных помешательств» («Сон в летнюю ночь», 2016 год).

Как известно, Краснодарский Молодежный театр обладает залом-трансформером — как режиссер задумает, так и расставят зрительские кресла. В «Грозе» зрители располагаются в несколько рядов по периметру зала — как в цирке. Только арена прямоугольная и — держитесь! — наполнена водой. Между прочим, 10 тонн воды.

Постарался художник—постановщик - Настя Васильева. В центре бассейна — деревянный помост, на котором проходит большинство сцен спектакля. В воду с нескольких сторон выходят мостки, по которым актеры выходят к зрителю. Мостки — это тоже место действия. В воде плавают бревна, по ним порой перебегают персонажи. И стоит на приколе лодка.

Лодка в этом спектакле - символ воли. Катерина (артистка Полина Шипулина) вспоминает, что, когда ей было шесть лет‚ ей что-то пришлось не по нраву, она села в лодку и оттолкнулась от берега. Наутро нашли через десять верст.

Зрителям не показывают, как Катерина бросается в Волгу. А в некоторых театрах теперь показывают. Например, в Дмитровградском драматическом театре имени А.Н. Островского артистка, исполняющая роль Катерины, пододев под платье гидрокостюм, тонет в Волге (_ B сооруженном на авансцене водоеме). В Краснодарском Молодежном театре эта сцена решается более поэтично. Катерина ложится B лодку, раскрывает руки, как крылья, И лодка медленно уплывает.

B этой же лодке мы видим сцену прощания Катерины с Борисом (артист Алексей Замко), любовные утехи Кудряша и Варвары (артистка Евгения Стрельцова).

Действие происходит в вымышленном городе на Волге — Калинове. Это типично русский город. В пьесе и в спектакле дается срез русской провинциальной жизни. Создается ощущение, что и сегодняшней, а не только 160-летней давности.

Так прочитал режиссер Даниил Безносов великую пьесу Александра Николаевича Островского.

Костюмы в спектакле — вневременные, без привязки к середине XIX века. «Это про нас, про сегодня»,— говорят нам создатели спектакля.

Вспоминаются стихи Сергея Есенина:

«A месяц будет плыть и. плыть,

Роняя весла по озерам,

A Русь все так же будет жить,

Плясать u плакать у забора».

Удивительная сцена сборов Тихона (артист Александр Теханович) в дорогу. Марфа Игнатьевна Кабанова (артистка Светлана Кухарь) снимает с сына домашние штаны, a потом говорит: «Коленочки—коленочки!» Тихон покорно садится к ней на колени, и она надевает нa него выходные штаны. А потом: «Носики—носики!» И мамаша деловито высмаркивает Тихона.

Эти «коленочки-носики» - единственное добавление в текст пьесы.

На фоне болезненной привязанности Кабанихи к сыну особенно видно ее отношение к Катерине (как к пустому месту). Когда та пробует что-то сказать — получает жесткую отповедь от свекрови. И тогда Катерина дерзко огрызается. И получается совсем не «луч света в темном царстве». Катерина оказывается одной из всех.

Тихон в спектакле не функция, как мы привыкли видеть в других постановках. Это наш сосед по подъезду, вернувшийся из поездки совершенно пьяным c одним полупустым чемоданом вместо трёх, с которыми уехал. И сцена его раздевания Катериной — это настоящий цирковой номер.

Режиссер развил роли некоторых второстепенных персонажей. Например, неожиданная, даже трогательная сцена с горничной Глашей (артистка Инга Аничкина). Она - незаметный персонаж в традиционных постановках. В этом спектакле режиссер придумал, что она тайно и безответно влюблена в Тихона. Собирая ему чемодан‚ Глаша выкладывает на пол рубашку и штаны — как если это сам Тихон. Ложится рядом и обнимает себя рукавом его рубахи.

Кудряш (артист Александр Киселев) и Шапкин (артист Андрей Новопашин), пока нет начальства, ловят рыбу, пьют водку. Появляется Дикой — они имитируют преувеличенно бурную деятельность, с криками пытаются толкать баграми плавающие бревна. Дикой уходит — происходит возврат к отдыху. Не кажется ли это сценой из нашего времени?

Смачно показан Савел Прокофьич Дикой (артист Иван Чиров) — человек с большими деньгами, жадный, тупой, вечно пьяный. А Борис трактуется как «никакой» — человек из толпы. Светлое пятно в Калинове — это Кулигин (заслуженный артист Дмитрий Морщаков). Умница, цитирует поэтов, да и сам пишет. Придумщик, изобретатель, острый ум, но без денег. Запоминается сцена, когда Кулигин униженно собирает в воде обрывки своего проекта громоотвода, который порвал Дикой.

Гремит гром... Ha сцене почти весь второй акт идет настоящий дождь. Гроза пытается смыть все нехорошее, наносное. Смоет ли?

 

Алексей Климашевский



^ Наверх