Top.Mail.Ru
Новости молодежки
"А Русь все так же будет жить..."

"А Русь все так же будет жить..."

02.04.2018
Как известно, Краснодарский Молодежный театр обладает залом-трансформером — как режиссер задумает, так и расставят зрительские кресла. В «Грозе» зрители располагаются в несколько рядов по периметру зала — как в цирке. Только арена прямоугольная и — держитесь! — наполнена водой. Между прочим, 10 тонн воды.

Режиссер—постановщик Даниил Безносов не новичок в этом театре, прославился удачными постановками Шекспира — «Зимняя сказка» (2015 год) и «Ночь любовных помешательств» («Сон в летнюю ночь», 2016 год).

Как известно, Краснодарский Молодежный театр обладает залом-трансформером — как режиссер задумает, так и расставят зрительские кресла. В «Грозе» зрители располагаются в несколько рядов по периметру зала — как в цирке. Только арена прямоугольная и — держитесь! — наполнена водой. Между прочим, 10 тонн воды.

Постарался художник—постановщик - Настя Васильева. В центре бассейна — деревянный помост, на котором проходит большинство сцен спектакля. В воду с нескольких сторон выходят мостки, по которым актеры выходят к зрителю. Мостки — это тоже место действия. В воде плавают бревна, по ним порой перебегают персонажи. И стоит на приколе лодка.

Лодка в этом спектакле - символ воли. Катерина (артистка Полина Шипулина) вспоминает, что, когда ей было шесть лет‚ ей что-то пришлось не по нраву, она села в лодку и оттолкнулась от берега. Наутро нашли через десять верст.

Зрителям не показывают, как Катерина бросается в Волгу. А в некоторых театрах теперь показывают. Например, в Дмитровградском драматическом театре имени А.Н. Островского артистка, исполняющая роль Катерины, пододев под платье гидрокостюм, тонет в Волге (_ B сооруженном на авансцене водоеме). В Краснодарском Молодежном театре эта сцена решается более поэтично. Катерина ложится B лодку, раскрывает руки, как крылья, И лодка медленно уплывает.

B этой же лодке мы видим сцену прощания Катерины с Борисом (артист Алексей Замко), любовные утехи Кудряша и Варвары (артистка Евгения Стрельцова).

Действие происходит в вымышленном городе на Волге — Калинове. Это типично русский город. В пьесе и в спектакле дается срез русской провинциальной жизни. Создается ощущение, что и сегодняшней, а не только 160-летней давности.

Так прочитал режиссер Даниил Безносов великую пьесу Александра Николаевича Островского.

Костюмы в спектакле — вневременные, без привязки к середине XIX века. «Это про нас, про сегодня»,— говорят нам создатели спектакля.

Вспоминаются стихи Сергея Есенина:

«A месяц будет плыть и. плыть,

Роняя весла по озерам,

A Русь все так же будет жить,

Плясать u плакать у забора».

Удивительная сцена сборов Тихона (артист Александр Теханович) в дорогу. Марфа Игнатьевна Кабанова (артистка Светлана Кухарь) снимает с сына домашние штаны, a потом говорит: «Коленочки—коленочки!» Тихон покорно садится к ней на колени, и она надевает нa него выходные штаны. А потом: «Носики—носики!» И мамаша деловито высмаркивает Тихона.

Эти «коленочки-носики» - единственное добавление в текст пьесы.

На фоне болезненной привязанности Кабанихи к сыну особенно видно ее отношение к Катерине (как к пустому месту). Когда та пробует что-то сказать — получает жесткую отповедь от свекрови. И тогда Катерина дерзко огрызается. И получается совсем не «луч света в темном царстве». Катерина оказывается одной из всех.

Тихон в спектакле не функция, как мы привыкли видеть в других постановках. Это наш сосед по подъезду, вернувшийся из поездки совершенно пьяным c одним полупустым чемоданом вместо трёх, с которыми уехал. И сцена его раздевания Катериной — это настоящий цирковой номер.

Режиссер развил роли некоторых второстепенных персонажей. Например, неожиданная, даже трогательная сцена с горничной Глашей (артистка Инга Аничкина). Она - незаметный персонаж в традиционных постановках. В этом спектакле режиссер придумал, что она тайно и безответно влюблена в Тихона. Собирая ему чемодан‚ Глаша выкладывает на пол рубашку и штаны — как если это сам Тихон. Ложится рядом и обнимает себя рукавом его рубахи.

Кудряш (артист Александр Киселев) и Шапкин (артист Андрей Новопашин), пока нет начальства, ловят рыбу, пьют водку. Появляется Дикой — они имитируют преувеличенно бурную деятельность, с криками пытаются толкать баграми плавающие бревна. Дикой уходит — происходит возврат к отдыху. Не кажется ли это сценой из нашего времени?

Смачно показан Савел Прокофьич Дикой (артист Иван Чиров) — человек с большими деньгами, жадный, тупой, вечно пьяный. А Борис трактуется как «никакой» — человек из толпы. Светлое пятно в Калинове — это Кулигин (заслуженный артист Дмитрий Морщаков). Умница, цитирует поэтов, да и сам пишет. Придумщик, изобретатель, острый ум, но без денег. Запоминается сцена, когда Кулигин униженно собирает в воде обрывки своего проекта громоотвода, который порвал Дикой.

Гремит гром... Ha сцене почти весь второй акт идет настоящий дождь. Гроза пытается смыть все нехорошее, наносное. Смоет ли?

 

Алексей Климашевский


"А Русь все так же будет жить..."
"А Русь все так же будет жить..."
BusinessFM
DFM
Звезда